Для обследования понимания речи у детей с речевыми нарушениями применяются различные методы, например:
- Показ и называние картинок. 1 Ребенку предъявляют картинки в соответствии с лексическими группами и просят показать и назвать картинку. 1
- Выполнение словесных инструкций. 4 Ребенку предлагают выполнить ряд действий, сначала единичных, а затем их серии (например, «открой дверь», «хлопни в ладоши», «покажи, как причёсываются»). 4
- Обследование понимания гоморганных (сходных по артикуляции) слов. 1 Ребенку предъявляют пары «конфликтных» картинок, логопед называет одну из них, ребёнок должен её показать (например, слово — молоток (картинки: молоток, молоко)). 1
- Обследование понимания прочитанного. 2 Ребёнку предлагают пересказать прочитанное, разложить серию сюжетных картинок в соответствии с последовательностью событий в прочитанном тексте и, как вариант, пересказать текст с опорой на них, выбрать сюжетную картинку, соответствующую прочитанному, из ряда предложенных, ответить на вопросы. 2
- Использование специальных текстов с пропущенными или незаконченными словами. 2 Это позволяет изучить навыки лексико-грамматического прогнозирования. 2
Выбор методов зависит от целей и задач обследования.