Для формирования навыков самообслуживания у людей с умеренной умственной отсталостью используют различные методы, среди них:
- Детальный показ и подробное объяснение каждого движения в их последовательности. 13 При этом важно активное поведение ребёнка, его практическое участие в выполнении действия. 3
- Сохранение неизменным одного и того же способа и последовательности действий. 13 Это помогает выработать алгоритм. 3
- Многократное повторение одних и тех же действий в определённой последовательности. 3
- Постепенный переход от показа к подробным словесным объяснениям. 3 Они способствуют закреплению навыков, выработке точных движений, обеспечивают возможность действовать согласно каждому слову педагога. 3
- Использование специальных обучающих пособий. 1 Например, игровых панелей, на которых ребёнок учится одеваться и раздеваться. 1 Также используют одежду с лёгкими застёжками, чтобы дети могли самостоятельно одеваться и раздеваться. 1
- Упражнения, направленные на развитие моторики рук. 1 К ним относятся застёгивание кнопок, застёжек-молний, завязывание шнурков и т. д.. 1
- Система поощрений. 2 По мере освоения действий внутри навыка помощь взрослого уменьшается в объёме: от физической помощи к жесту, а затем — к инструкции. 2
Выбор методов зависит от содержания занятия и особенностей психофизического развития детей. 3