Для выявления уровня развития коммуникативных навыков у младших школьников можно использовать различные методы и приёмы, например:
- Групповые дискуссии. 2 Обсуждение различных тем в группе позволяет детям учиться выражать свои мысли, слушать других и аргументировать свою позицию. 2
- Ролевые игры. 2 Разыгрывание различных ситуаций, которые могут возникнуть в реальной жизни, например, общение с незнакомым человеком, выступление перед аудиторией. 2
- Проекты. 2 Создание совместных проектов, требующих от детей совместной работы и общения друг с другом. 2
- Взаимная проверка заданий. 3 Осуществляется группами детей или в парах. 3 Учащиеся используют знакомые им формы контроля, например, заслушивают выученные стихотворения, правила, проверяют письменные задания. 3
- Наблюдение. 14 Можно наблюдать за процессом общения и взаимодействия между учащимися. 2
- Индивидуальные беседы. 2 Проводятся с учениками для выявления их коммуникативной компетентности и навыков. 2
- Тестирование. 14 Например, можно использовать методики «Узор под диктовку» (1 класс) или «Дорога к дому» (3–4 классы). 1
- Анкетирование. 5 Позволяет оценить уровень формирования коммуникативных универсальных учебных действий учеников начальных классов. 5
Для более надёжных и объективных данных об уровне сформированности коммуникативных навыков учеников можно использовать комплексы методик, которые дополняют друг друга. 5