Несколько методик, которые можно использовать для оценки логического мышления у детей:
- Методика «Нелепицы» (автор Р. С. Немов). 1 Цель — определить уровень сформированности такой операции логического мышления, как анализ. 1 Ребёнку показывают картинку с изображением нелепых ситуаций и просят сказать, всё ли на ней находится на своём месте и правильно изображено. 1
- Методика «Что здесь лишнее?» (автор Р. С. Немов). 1 Цель — определить уровень сформированности таких операций логического мышления, как обобщение и синтез. 1 Ребёнку предлагают серию картинок, на которых изображены разные предметы, один из которых отличается от других каким-либо свойством. 1 Нужно найти лишний предмет и объяснить, почему он лишний. 1
- Методика «Последовательность событий» (автор Н. И. Гуткина). 2 Цель — определить уровень развития словесно-логического мышления, а также изучить понимание детьми логики событий и установление причинно-следственных связей. 2 Ребёнку показывают три сюжетные картинки, предъявляемые в неправильной последовательности, на которых изображены этапы какого-либо знакомого ребёнку действия. 2 Он должен понять сюжет, выстроить правильную последовательность событий и составить по картинкам рассказ. 2
- Методика «Раздели на группы» (автор В. М. Коган). 2 Цель — исследовать схематическое мышление, выявить способности детей к обобщению, к выделению общих признаков предметов. 2 Ребёнку показывают отдельные карточки с разными геометрическими фигурами разных цветов и просят разделить представленные на них фигуры на как можно большее число групп. 2 В каждую такую группу могут входить фигуры, выделяемые по одному, общему для них признаку. 2
Выбор методики зависит от возраста и целей исследования.