Функциональная грамотность — способность человека использовать знания, приобретённые навыки для решения широкого спектра жизненных задач. 2 Она включает в себя не только умение читать и писать, но и умение анализировать информацию, принимать решения, решать проблемы, коммуницировать с другими людьми, использовать различные технологии и инструменты. 2
Для развития функциональной грамотности у учащихся 8 класса можно использовать следующие методы:
- Работа над задачей в группе или паре. 1 У каждого школьника своё видение решения, поэтому совместные обсуждения помогают проанализировать каждый результат и выбрать наиболее оптимальный. 1
- Ролевая игра. 1 Она должна представлять собой смоделированную жизненную ситуацию, в которой каждому ребёнку предстоит решать разнообразные задачи. 1
- Анализ этикеток с продуктов или рекламных постеров. 1 Детям предлагается обосновать, почему они приобрели бы или наоборот отказались от покупки данного продукта. 1
- Задания на стыке разных наук и межпредметных занятиях. 3 Например, когда одновременно изучают историю и литературу, географию и экономику и делают выводы на основе их взаимосвязей. 3
- Самостоятельные и групповые исследовательские работы, проектная деятельность. 3 Например, по естественно-научным и социологическим направлениям. 3
Также для развития функциональной грамотности можно использовать внеурочный одноимённый курс, который предполагает сочетание индивидуальной и групповой работы, проектную и исследовательскую деятельность, деловые игры, организацию социальных практик. 48