Согласно теории когнитивного развития Жана Пиаже, на выбор между ассимиляцией и аккомодацией при столкновении с новой информацией влияют следующие факторы:
- Соответствие новой информации существующему пониманию мира. 1 Если новая информация согласуется с уже имеющимися знаниями, то происходит ассимиляция. 1 Например, ребёнок, который знает о разных типах птиц, может ассимилировать новый вид птиц в своей существующей схеме птиц. 1
- Противоречие новой информации существующему пониманию. 1 Если новая информация противоречит или бросает вызов существующему пониманию, то происходит аккомодация. 1 Например, если существующая схема для птиц у ребёнка включает только летающих птиц, то встреча с пингвином (нелетающей птицей) может потребовать создания новой схемы для нелетающих птиц. 1
Согласно теории Пиаже, сложность достижения и поддержания функционального равновесия между ассимиляцией и аккомодацией зависит от уровня интеллектуального развития субъекта. 45
При этом, по мнению Пиаже, ассимиляция и аккомодация часто используются вместе, и в идеале нужно стремиться к балансу между этими процессами. 13