Некоторые этические принципы, которых должен придерживаться учёный при проведении социальных исследований:
- Уважение прав человека, его индивидуальности и достоинства. spravochnick.ru Исследователь должен избегать предубеждения и любых форм нетолерантного поведения. spravochnick.ru Нельзя дискриминировать испытуемых по принципу пола, возраста, этнической принадлежности, расы, языка, религии. spravochnick.ru
- Профессиональная компетентность. spravochnick.ru Учёный обязан поддерживать высокий уровень собственной компетентности, но при этом понимать, что профессиональные возможности могут иметь некоторые пределы. spravochnick.ru
- Честность. spravochnick.ru Исследователь обязан действовать честно, уважать не только свои интересы, но и интересы испытуемого. spravochnick.ru
- Конфиденциальность. spravochnick.ru asinfo.ru Если учёный может идентифицировать респондента, то он обязуется не передавать эту информацию третьим лицам и предусмотреть меры по гарантии анонимности. asinfo.ru
- Информированное согласие. falconediting.com Участники исследования должны добровольно и без принуждения давать информированное согласие. falconediting.com Исследователи должны прозрачно сообщать о цели, процедурах, потенциальных рисках и преимуществах исследования. falconediting.com
- Минимизация вреда. falconediting.com Исследователи обязаны выявлять и снижать потенциальные риски для участников. falconediting.com Они должны сопоставить потенциальную пользу исследования с любым предсказуемым вредом и принять меры для обеспечения благополучия участников. falconediting.com
- Справедливость. falconediting.com Исследователи должны обеспечить справедливое и равноправное распределение благ и бремени между участниками и обществом. falconediting.com
- Непрерывный этический анализ. falconediting.com Этические соображения должны быть постоянной частью исследовательского процесса. falconediting.com
Все этические нормы, которые применяются в социологических исследованиях, фиксируются в нескольких нормативных документах, например, в Международном процессуальном кодексе проведения маркетинговых и социологических исследований, Кодексе этики Международной социологической ассоциации. spravochnick.ru