Для составления перспективного плана работы по преодолению речевых нарушений у ребёнка с ЗПР необходимо:
- Провести комплексное диагностическое обследование. 1 На основе его результатов определить цели и задачи индивидуальной коррекционно-развивающей программы. 1
- Учесть индивидуальные особенности ребёнка. 2 При планировании занятий нужно учитывать возраст, структуру речевого дефекта, психофизиологические качества и индивидуально-личностные особенности ребёнка. 2
- Определить направления работы. 5 Они могут включать устранение дефектов звукопроизношения, развитие фонематического слуха, уточнение, расширение и обогащение лексического запаса, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи и коммуникативности. 15
- Подобрать методы и приёмы работы. 5 Можно использовать игры, релаксацию, психомоторную тренировку, работу в тетради, использование наглядных пособий, чтение художественной литературы, подвижные и словесные игры. 5
- Подобрать дидактические и методические материалы. 5
Примерный перспективный план работы по развитию связной речи для детей с ЗПР можно составить по периодам: 1
- Первый период (сентябрь, октябрь, ноябрь). 1 Проговаривание и употребление в самостоятельной речи элементарных фраз, формирование двусоставного предложения, понятий «слово», «предложение», графическая запись предложения из двух слов. 1
- Второй период (декабрь, январь, февраль, март). 1 Расширение сферы использования диалогической речи (чтение стихов в лицах, беседа по прочитанному, пересказы по ролям, инсценирование), пересказы с творческими заданиями (изменение лица, времени, места действия), заучивание стихов, их выразительное чтение. 1
Для разработки индивидуального плана работы рекомендуется обратиться к специалисту.