Концепция идиостиля в отечественной лингвистике развивалась, в частности, в следующих направлениях:
- Во второй половине XVII века в отечественной теории художественной литературы частично очертилась категория индивидуального стиля, но на первый план выдвигался не автор, а жанр произведения. 1
- На рубеже XVIII–XIX веков начала развиваться индивидуализация языкового творчества писателя. 1
- В русистике XX века понятия «индивидуального стиля» и «языковой личности» связывают с именем В. В. Виноградова. 3 Он представил своё видение анализа индивидуального стиля на материале произведений Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя, А. Ахматовой. 4 В основе анализа — изучение художественной символики, приёмов её преобразования, символов-слов и замкнутой системы языковых средств, приёмов словоупотребления. 4
- В середине XX века Ефимов предпринял попытки изучения идиостиля. 1 Он определил его как «индивидуальную систему построения речевых средств, которая вырабатывается и применяется писателем при создании художественных произведений», а также как авторский выбор и утилизацию слов, отражающих его мировоззрение. 1
- В последней трети XX века исследования идиостиля показали, что писатель использует индивидуальную систему образов, особую систему смыслов, составляющих компаративное индивидуально-авторское поле и фактически отражающих картину мира данного автора. 3
В современной лингвистике существуют разные взгляды на содержание понятия идиостиль. 5 Например, В. А. Пищальникова определяет его как целостную систему, которая «возникает вследствие применения своеобразных принципов отбора, комбинирования и мотивированного использования элементов языка». 5