Чтобы диалог между учениками на перемене способствовал развитию коммуникативных навыков и не мешал учебному процессу, можно использовать следующие рекомендации:
Выработать правила ведения диалога. 2 Ученики должны общаться, не мешая другим, слушать, не перебивая партнёра, осмысливать сказанное, уважать мнение партнёра и корректно отстаивать свою точку зрения. 2
Использовать работу в парах постоянного или сменного состава. 2 Ученики получают возможность обсудить выполненное задание, доказать свою правоту, привести необходимые аргументы. 2 Такая форма работы даёт возможность проявить себя, развивает познавательную активность и интерес, положительную мотивацию в учении. 2
Учитывать виды диалога. 3 Можно использовать побуждающий диалог, который подводит учеников к мыслительной работе, или подводящий диалог, опирающийся на логическое мышление учеников. 3 Учитель может пошагово подвести учеников к теме урока или выстроить логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию. 4
Предварительно подготовить участников диалога. 4 Необходима эмоционально-психологическая настройка, обсуждение организационных вопросов (регламент, время и очерёдность выступлений), а также предметная подготовка, чтобы ученики владели учебным знанием и имели материал для дискуссии. 4