Взгляды на роль человека в организации в процессе развития теорий управления персоналом менялись следующим образом:
- Использование трудовых ресурсов (конец XIX — 60-е годы XX века). 1 Человек рассматривался как функция — труд, измеряемый затратами рабочего времени и заработной платы. 1
- Управление персоналом. 1 В основе — теория бюрократических организаций, человек рассматривался через формальную роль — должность, управление — через административные механизмы. 1
- Управление человеческими ресурсами. 1 Человек — невоззобновляемый ресурс, элемент социальной организации в единстве трёх основных компонентов: трудовой функции, социальных отношений, состояния работника. 1
- Управление человеком. 1 Человек — главный субъект организации и особый объект управления, который не может рассматриваться как ресурс. 1 Исходя из желаний и возможностей человека должна строиться стратегия и структура организации. 1
Некоторые этапы развития взглядов на роль человека в организации:
- Концепция «человеческих отношений» (20–50-е годы). 1 Ориентация на малые группы, снятие напряжённости, устранение конфликтов, принципы коллективизма, лояльность, участие в принятии решений. 1
- Концепция «оргразвития» (50–70-е годы). 1 Вовлечённость работников в дела фирмы, мобилизация всей человеческой энергии, квалификация кадров, признание работника важнейшим капиталом. 1
- Теория человеческого и социального капитала (конец XX века). 3 Отражение резкого возрастания роли персонала в современном производстве. 3 Работник считается не просто позицией в штатном расписании, а выступает в единстве трёх взаимосвязанных компонентов: трудовой функции, социальных отношений и личности. 3