Роль профессиограмм в управлении человеческими ресурсами менялась в зависимости от этапов развития этого процесса: 1
- 1885–1920. 1 Концепция научного управления, модель работника — «экономический человек». 1 Была важна минимизация затрат на рабочую силу, жёсткая регламентация работ и нормирование труда. 1
- 1920–1950. 1 Концепция «человеческих отношений», модель работника — «психологический человек». 1 Появилась ориентация на малые группы, снятие напряжённости и устранение конфликтов, принципы коллективизма и лояльности. 1
- 1950–1970. 1 Концепция «оргразвития», модель работника — «профессиональный человек». 1 Возникла вовлечённость работника в дела фирмы, мобилизация всей человеческой энергии, квалификация кадров. 1
- С 1970 по настоящее время. 1 Возрастает значение знаний, увеличиваются затраты на персонал, появляется конкуренция на рынке труда. 1 Расширяются права по участию персонала в принятии решений, делается упор на индивидуальность, появляется концепция учёбы в течение всей жизни. 1
В современной практике профессиограммы используются для решения ряда важных задач управления персоналом: профессиональной ориентации и консультирования, профессионального отбора, организации профессионального обучения, деловой оценки и аттестации, формирования кадрового резерва и оптимизации процесса труда. 4