Имре Лакатос, ученик Карла Поппера, пересмотрел ряд положений методологического фальсификационизма Поппера после выхода в свет в 1962 году работы Томаса Куна «Структура научных революций». 13
Лакатос разработал концепцию «утончённого фальсификационизма», согласно которой отрицательный результат эмпирической проверки считается недостаточным для опровержения теории и отказа от неё. 2
Некоторые аспекты концепции:
- Для признания или непризнания теории требуется учёт и других факторов, помимо соответствия или несоответствия с экспериментальными данными. 2
- Для выбора между конкурирующими теориями необходима оценка их эвристического потенциала и перспектив развития. 2
- Наука понимается как поле борьбы исследовательских программ, а не отдельных теорий. 45
- Основной критерий демаркации — разница между «зрелой наукой», состоящей из исследовательских программ, и «незрелой наукой», работающей по образцу «проб и ошибок». 45