Хоторнский эксперимент, проведённый группой учёных во главе с Элтоном Мейо на фабрике «Вестерн Электрик» в США (1924–1932), повлиял на развитие социологии и психологии труда следующим образом:
- Доказал, что социально-психологическая атмосфера влияет на производительность труда. 14 Учёные поняли, что для высокой производительности важны лояльность, справедливость и заботливость руководства, а не жёсткий контроль, как считалось ранее. 3
- Выявил «хоторнский эффект». 3 Участники эксперимента, попав в новые условия, испытали повышенный интерес к исследованиям и чувство принадлежности к важному социальному эксперименту, и это подстегнуло их старательность. 3
- Способствовал появлению доктрины «человеческих отношений». 14 Она построена на отношении к сотруднику не как к «рабочей силе», а как к личности, а также на «социальном руководстве», когда менеджеры являются не «приказчиками», а посредниками между целями производства и рядовыми сотрудниками. 3
- Открыл перспективы для исследований малых групп. 14 После Хоторнских экспериментов возникло целое направление в исследовании малых групп, связанное с анализом двух типов групповых структур и их значением в системе управления группой. 14