Формирование понимания числа и счёта у умственно отсталых детей происходит с учётом следующих особенностей:
- Опора на наглядность. 3 Усвоение количественных представлений возможно только через опору на наглядность и иллюстрирование каждого выражения. 3
- Индуктивный метод. 3 Он позволяет формировать абстрагированные знания о числах на основе практических действий с реальными группами предметов. 3
- Учёт индивидуальных возможностей каждого ребёнка. 2 Первые предметы, которые пересчитывают учащиеся, должны быть хорошо им известны. 2
- Обучение комментировать свою деятельность. 2 Сначала учитель сам комментирует производимые им совместно с учениками действия, а учащиеся повторяют. 2 Постепенно доля самостоятельности в комментировании деятельности у учащихся увеличивается, а помощь со стороны учителя уменьшается. 2
Некоторые трудности, с которыми сталкиваются умственно отсталые дети при формировании понимания числа и счёта:
- Трудности в обозначении числа цифрой. 1 Учащиеся с большим трудом запоминают цифры, путают и не соотносят их с определённым количеством предметов. 1
- Затруднения при пересчёте разнородных предметов. 1 Учащиеся отдельно считают каждую группу и не могут объединить все предметы. 1
- Стереотипии при счёте. 1 Как следствие, счёт начинают от 1 до 10, а не с заданного числа. 1
Для преодоления трудностей используются разнообразные упражнения, например, когда к заданному количеству предметов нужно подобрать нужную цифру или к цифре — соответствующее количество предметов. 1