Вертикальная карьера преподавателя колледжа предполагает переход на более высокую должность, подъём по карьерной лестнице вверх. 1 При таком типе карьеры расширяется функциональная роль преподавателя, его ответственность и значимость деятельности. 1 Например, педагог может стать председателем методического объединения, методистом окружного уровня, завучем, директором и т. д.. 5
Горизонтальная карьера преподавателя колледжа, в свою очередь, подразумевает расширение обязанностей и полномочий на занимаемой профессиональной позиции. 1 При таком типе карьеры преподаватель не переходит на более высокий уровень, но развивается вширь: углубляет и расширяет свои знания и навыки, профессиональные функции, получает новые задания, выполняет новые виды деятельности. 1 Например, педагог может стать автором и разработчиком новых технологий, методик, курсов, учебников и учебно-методических комплексов, публиковать свои разработки в профессиональных журналах. 5
Таким образом, основное отличие между вертикальной и горизонтальной карьерой преподавателя колледжа заключается в том, что первая предполагает изменение должности и функционала, а вторая — развитие профессиональных способностей в рамках занимаемой позиции. 25