Рефлексия помогает преподавателю анализировать свою работу несколькими способами:
- Осознаёт профессиональный опыт. 3 Рефлексия позволяет педагогу осмысливать свой опыт и опыт коллег с позиции профессиональных знаний и личностных убеждений. 3
- Выстраивает смысловую цепочку. 25 Цель рефлексии — не просто уйти с занятия с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои способы и методы с другими. 25
- Осмысляет способы и приёмы работы. 2 Рефлексия деятельности даёт возможность осмыслять способы и приёмы работы с учебным материалом, искать наиболее рациональные. 2
- Выявляет уровень осознания содержания пройденного. 2 Для этого используется, например, приём незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового. 2
- Оценивает эффективность работы. 1 Рефлексия позволяет изучать конкретную ситуацию, поведение, методы, приёмы, действия, эффективность и достижения. 1
Таким образом, рефлексия способствует профессиональному самосовершенствованию и творческому росту преподавателя, помогает преодолевать негативные явления, такие как ранние «педагогические кризисы» и «педагогическое истощение». 3