Несколько методов учёта затрат, которые могут быть эффективны для повышения прибыльности производства:
- Стандарт-кост. 1 Предусматривает разработку стандартов затрат и анализ отклонений от них. 1 Зная показатели нормативов, можно спрогнозировать затраты на производство и реализацию продукции, определить себестоимость и ценовую политику, просчитать прибыль. 1
- АВС-метод. 2 Эффективен в больших компаниях с высоким уровнем механизации и автоматизации, выпускающих широкий спектр продукции разными партиями. 2 Затраты разносят по функциональным направлениям и объединяют их в отдельные группы. 2 Для каждой группы находят драйвер затрат, который показывает динамику затрат в каждом направлении. 2
- Система «Точно в срок». 2 Производство ориентировано не на общие плановые задания по выпуску продукции, а на реально существующий спрос. 2 Метод стимулирует снижение затрат на непроизводственные процессы: хранение продукции на складе, перемещение продукции внутри предприятия, транспортировку товаров и др.. 2
- Таргет-костинг. 2 Суть метода в формировании себестоимости продукции, ориентированной на рыночную стоимость товара. 2 Специалисты вычитают из рыночной стоимости размер планируемой прибыли предприятия и получают сумму желаемой себестоимости. 2 После этого рассчитывается сметная (реальная) себестоимость при фактическом уровне затрат. 2 Если она оказалась выше планируемой себестоимости, то производится перепроектирование производственных процессов, чтобы снизить расходы. 2
- Кайзен-костинг. 2 Метод предполагает ежемесячный учёт подсчёта реальных затрат и постепенное их снижение до уровня целевых расходов за счёт оптимизации производственных процессов. 2 При калькуляции затрат ориентиром служат разработанные и принятые в компании стандарты производства товаров или предоставления услуг. 2
Выбор метода учёта затрат зависит от отраслевых особенностей организации, типа производства, длительности производственного цикла, наличия незавершённого производства, номенклатуры выпускаемой продукции, а также от потребностей руководства организации в информации, необходимой для управления затратами. 4