Ценовая стратегия в области розничных продаж страховой компании заключается в установлении тарифа, соответствующего уровню риска. 1 Для этого страховщик анализирует страховые программы и клиентов:
- Страховые программы. 1 В каждом виде страхования есть два типа рисков: «дорогие» (связанные с большой суммой ущерба и высокой частотой страховых случаев) и более «дешёвые» (например, падение на загородный дом летательных аппаратов или ущерб машине от падения сосулек и снега). 1 Для каждого риска рассчитывается свой коэффициент, который зависит от множества факторов. 1 Анализируя их, страховщик формирует программу защиты, в которую входят «дорогие» и «дешёвые» риски, таким образом балансируя цену полиса. 1
- Клиенты. 1 Уровень риска рассчитывается не только применительно к объекту страхования (дом, квартира, авто), но и зависит от конкретного клиента. 1 Безубыточным клиентам с хорошей историей страхования достаются лучшие предложения по самым выгодным ценам. 1 Тем, кто постоянно обращается за выплатой компенсации, — устанавливается более высокий тариф. 1
Порядок формирования ценовой стратегии включает следующие этапы: 2
- Расчёт фактической убыточности страховой суммы за прошедший год (обычно берутся пять прошлых лет). 2
- Расчёт прогнозируемого уровня убыточности страховой суммы на основе полученных данных. 2
- Введение надбавки по рискам для формирования средств по исполнению обязательств перед страхователями на случай, если убыточность страховой суммы по факту будет превышать уровень прогноза. 2
- Нахождение нетто-ставки путём суммирования уровня прогноза убыточности суммы страхования и рисковой надбавки. 2
- Расчёт страхового тарифа путём суммирования нагрузки и нетто-ставки. 2
Некоторые методы ценообразования, которые могут использоваться страховой компанией:
- Определение цены по методу «издержки плюс прибыль». 3 Определяется на основе актуарных расчётов. 3
- Ценообразование на основе анализа безубыточности. 3 Строится график безубыточности, на котором откладываются общие издержки и ожидаемые общие поступления страховой премии при разных уровнях объёма продаж. 3 Затем задаётся целевая прибыль страховой компании, находится точка безубыточности и определяется цена на страховые услуги. 3
- Ценообразование на основе ощущаемой ценности страховых услуг. 3 Ориентировано на анализ потребительского спроса. 3 Этот метод базируется не на учёте затрат страховой компании, а на восприятии страховой услуги клиентом. 3
- Ценообразование на основе текущих рыночных ставок. 3 Стратегическая инициатива в установлении цен отдаётся конкурентам без учёта собственных издержек или уровня спроса. 3
Грамотно сформированная ценовая стратегия страховой организации — одно из слагаемых успешного и безубыточного страхования, а также обеспечения конкурентной способности. 2