Согласно ГОСТ 32692–2014, методы обслуживания в общественном питании в зависимости от способа реализации продукции и организации её потребления включают: 13
- Самообслуживание. 13 В зависимости от степени участия персонала и способа подачи продукции бывает полным и частичным. 13 Некоторые формы полного самообслуживания: по принципу «свободного потока потребителей», через торговые автоматы, по форме «кофе-пауза (кофе-брейк)» или «шведского стола (буфета)». 13
- Обслуживание официантами. 2 В зависимости от степени участия персонала и организации потребления продукции бывает полным и частичным. 2 Некоторые формы полного обслуживания официантами: для индивидуальных потребителей — обслуживание по карте меню со свободным выбором блюд («а ля карт»), для индивидуальных и групповых потребителей — бизнес-ланч, для групп потребителей и туристов — обслуживание по меню со свободным выбором блюд или по комплексному меню с предварительной сервировкой и частичным накрытием столов, для групп потребителей (гостей) — банкетное обслуживание по предварительным заказам. 2
- Обслуживание за стойками и прилавками. 14 Например, обслуживание за прилавками предприятий быстрого обслуживания, когда работники быстро комплектуют и отпускают выбранные по заказам потребителей блюда, изделия и напитки, в том числе на вынос. 5
- Обслуживание при доставке продукции. 13 Некоторые формы: обслуживание потребителей в пути следования пассажирского железнодорожного, водного, воздушного и других видов транспорта, в номерах гостиниц и других средств размещения («рум-сервис»), кейтеринг (выездное обслуживание), в том числе банкетное обслуживание потребителей. 13
Форма обслуживания — это организационный приём, который представляет собой разновидность или сочетание методов обслуживания потребителей. 1
Формы и методы обслуживания могут изменяться, комбинироваться и дополняться в зависимости от типа и класса предприятия общественного питания, пожеланий потребителей, национальных особенностей и других условий. 13