Основное отличие кастомизации и персонализации — степень участия пользователя в формировании конечного продукта. 1
Кастомизация позволяет клиенту самостоятельно создать продукт «под себя» с помощью конкретных возможностей и инструментов, уже разработанных компанией. 1 Пользователь сам определяет, что ему нужно, и сам делает доработки, опираясь на возможности. 4 Например, в приложении пользователь может поменять цветовую палитру, указать интересы, чтобы видеть тематические новости, переставлять элементы с важной информацией на передний план. 2
Персонализация предполагает готовое предложение для клиента на основе информации о его предпочтениях. 1 Система анализирует поведение пользователя и информацию профиля, исходя из этого выбирает функции и контент, которые удобны и интересны пользователю. 2 Например, Amazon изучает истории заказов, запросов и просмотренных товаров, а потом по истории интересов предлагает продукты, которые с высокой степенью вероятности привлекут внимание покупателя. 2
Таким образом, кастомизация эффективна, когда пользователь знает о своих целях и интересах, а персонализация, напротив, подходит в тех случаях, когда посетитель сайта этого не знает. 5