Использование переходных кривых на железных дорогах важно, потому что они позволяют плавно изменять кривизну трассы в месте сопряжения элементов пути с разной кривизной (прямой и круговой кривой, круговых кривых разных радиусов или направленных в разные стороны в виде буквы S). 13
При резком изменении кривизны пути поперечные силы, действующие на транспортное средство, изменяются скачкообразно, что приводит к повышенному динамическому воздействию на дорогу (путь) и экипажную часть, увеличивает их износ, повышает вероятность вылета за пределы дороги (схода с рельсов) или опрокидывания транспортного средства и вызывает дискомфорт у пассажиров. 1
Особенно важно устройство переходных кривых при высоких скоростях движения, применении путевых кривых малого радиуса, тяжёлом подвижном составе, пропуске длиннобазового подвижного состава (особенно с длинной жёсткой базой, например паровозов). 1