Возможно, имелась в виду критика модели 4P (Product, Price, Place, Promotion) Филипа Котлера, которая заключалась в том, что модель ориентирована на законы торговли, а не на потребителя и его потребности. 15
Котлер считал, что модель 4P акцентирует внимание на создании продукта и его продвижении на рынке, но в условиях современных технологий важно строить продукт на основе реального спроса и постоянного взаимодействия с клиентами. 3
Критика модели 4P повлияла на развитие маркетинга, так как привела к появлению других концепций, например 4C, которая смещает внимание от производителя к потребителям и их потребностям. 12
Модель 4C призывает маркетологов более пристально изучать потребности своей целевой аудитории, бороться с конкурентами за благосклонность покупателей, формировать лояльность клиентов. 2
Сочетание маркетинговых моделей 4P и 4C создаёт чёткое ориентированное на клиента видение и ориентацию на продукт, что может повысить удовлетворённость клиентов, узнаваемость бренда, оборот и прибыльность. 1