Система маркетинговых коммуникаций в образовании — это процесс взаимодействия учебного заведения с внутренней и внешней средой с целью создания благоприятных условий для стабильной образовательной деятельности на рынке. 1
Некоторые элементы системы маркетинговых коммуникаций в образовании и их описание:
- Реклама. 1 Любая форма неличного представления и продвижения идей, товаров и услуг. 1 Сайт образовательного учреждения может использоваться как рекламная площадка. 5
- Связи с общественностью (PR). 14 Направлены на установление и поддержание доверительных взаимоотношений образовательного учреждения с потребителями, основанных на взаимопонимании и доверии. 4 PR включает в себя, например, отслеживание публикаций об учреждении в СМИ, подготовку материалов для публикаций, участие в брифингах и пресс-конференциях. 15
- Прямой маркетинг (директ-маркетинг). 1 Любые мероприятия учебного заведения, направленные на получение отклика потребителя в виде прямого заказа на образовательную услугу, запроса на дальнейшую информацию, обращения за образовательной услугой в учебное заведение. 1
- Личная продажа. 1 Устное представление образовательной услуги в ходе беседы с одним или несколькими потенциальными покупателями с целью последующей продажи. 1
- Ярмарочно-выставочная деятельность. 3 Выставки и ярмарки являются наглядным показателем работы учебного заведения и формируют у потребителей определённый образ. 3
Для успешного функционирования все элементы системы маркетинговых коммуникаций в образовании должны работать в комплексе. 3
Процесс маркетинговых коммуникаций включает в себя несколько этапов: 2
- Выявление целевой аудитории. 2 Необходимо определить, кто будет являться потенциальными потребителями, покупателями образовательных услуг учебного заведения, а также каковы лица, принимающие решения по поводу приобретения образовательных услуг или влияющие на процесс принятия решений. 2
- Информирование целевой аудитории. 2 Достигается с помощью целенаправленного информирования о том, где находится образовательное учреждение, по каким специальностям ведётся подготовка, каков срок обучения и другие. 2
- Разработка эффективного сообщения. 2 В качестве информационного сообщения может выступать статья в газете, видеоролик на телевидении, рекламный щит и другие. 2
- Анализ результатов коммуникативных мероприятий. 2 Подразумевает проведение опроса отобранной аудитории: запомнили ли респонденты рекламное обращение, понравилось ли им оно, что именно в обращении запомнилось, как оно повлияло на мнение об учебном заведении и об образовательных услугах, совершили ли они покупку. 2