Разница между тронковым и крейцкопфным кривошипно-шатунным механизмом заключается в конструкции соединения поршня с шатуном. 4
Тронковый механизм: шатун шарнирно соединён непосредственно с нижней направляющей (тронковой) частью поршня. 4 В таком механизме только одна сторона поршня может быть рабочей, конструкция дешевле и менее металлоёмкая. 2 Тронковые механизмы распространены в большинстве современных двигателей внутреннего сгорания, а также в поршневых компрессорах малой и средней мощности. 2
Крейцкопфный механизм: поршень соединяется с шатуном через шток и крейцкопф, которые служат для поршня направляющей частью. 4 Такая конструкция позволяет сделать рабочими обе стороны поршня, но она более металлоёмкая. 2 Крейцкопфные механизмы применяют в мощных поршневых компрессорах, паровых машинах, судовых двигателях большой мощности. 2
Кроме того, у крейцкопфного механизма есть некоторые преимущества: