Современные поезда используют зубчатые рельсы на крутых подъёмах, чтобы обеспечить крепкое сцепление колеса с рельсами при подъёмах на крутые уклоны даже при условии высокой влажности. 3
Для этого между двумя рельсами прокладывают зубчатый рельс или рейку, а вагоны поезда оборудуют особым зубчатым колесом. 3 Ведущее колесо входит в прочное зацепление с этим рельсом, а крутящий и тормозной моменты от двигателя или тормозных дисков полностью передаются от колеса — рельсу. 2
Например, самый крутой подъём зубчатой железной дороги Pilatusbahn в Швейцарии достигает 48%. 1
Также для улучшения сцепления ведущих колёс локомотива с рельсами на крутых подъёмах используют специальные системы подачи песка под колёса (песочницы). 4