Система разгона реактивного самолёта работает за счёт реактивной тяги, которая возникает из-за отдачи газовой струи, вылетающей из сопла турбореактивного двигателя. 5 Чем быстрее струя, тем сильнее тяга и, соответственно, больше скорость самолёта. 5
Некоторые элементы системы торможения реактивного самолёта:
- Реверс тяги двигателей. 1 После касания взлётно-посадочной полосы пилот активирует специальные створки на двигателях. 1 Они изменяют направление вектора тяги и разворачивают большую часть реактивного потока вперёд и в стороны. 1 Так создаётся тормозящее усилие, гасится скорость авиалайнера и сокращается дистанция пробега при посадке. 1
- Аэродинамические элементы торможения. 1 Сразу после касания полосы на крыльях самолёта автоматически поднимаются специальные панели — спойлеры или интерцепторы. 1 Они изменяют подъёмную силу крыла, прижимая самолёт к полосе, и создают дополнительное аэродинамическое сопротивление, гася скорость при посадке. 1
- Колесные тормоза. 1 Основная тормозная система самолёта расположена на главных стойках шасси. 1 Каждое колесо оснащено многодисковыми тормозами с гидравлическим приводом. 1 Современные системы управления торможением автоматически регулируют давление в тормозных механизмах, предотвращая блокировку колёс. 1
- Антиюзовая система. 1 Она предотвращает блокировку колёс при торможении, сохраняя контроль над направлением движения самолёта и максимальную эффективность «колесного» торможения. 1
Все системы торможения самолёта работают «согласованно» под управлением бортовых компьютеров. 1 Автоматика при посадке учитывает множество факторов: скорость, массу самолёта, состояние взлётно-посадочной полосы, силу и направление ветра. 1