Внутренний план действий считается важным новообразованием младшего школьника, потому что он обеспечивает ряд ключевых возможностей для интеллектуального развития. 12
Некоторые из таких возможностей:
- Ориентировка в условиях задачи. 15 Развитие внутреннего плана действий позволяет выделять среди условий наиболее существенные, планировать ход решения, предусматривать и оценивать возможные варианты. 15
- Контроль за решением задачи. 15 Чем больше «ступеней» своих действий может предусмотреть ребёнок и чем тщательнее он может сопоставить разные их варианты, тем успешнее он сможет контролировать фактическое решение поставленной задачи. 15
- Усвоение научных понятий. 2 Постепенное формирование внутреннего плана действий приводит к существенным изменениям во всех интеллектуальных процессах: ученики переходят на более высокий уровень обобщений и оказываются способными усваивать научные понятия, не опираясь на наглядный материал. 2
- Подготовка к дальнейшему обучению. 3 Благодаря внутреннему плану действий и другим новообразованиям, таким как произвольность и рефлексия, психика младшего школьника достигает уровня развития, необходимого для дальнейшего обучения в средней школе. 3