Для детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта характерны следующие особенности эмоциональной сферы:
Незрелость и существенное недоразвитие. 2 Это проявляется в неустойчивости настроений и эмоций, быстрой их смене, лёгком возникновении эмоционального возбуждения и плача, иногда — немотивированных проявлениях аффекта. 2
Частые проявления беспокойства и тревоги. 2 В школе наблюдается состояние напряжённости, скованности, пассивность, неуверенность в себе. 2
Неадекватная весёлость и жизнерадостность. 2 Выступает, скорее, как проявление возбудимости, неумения оценить ситуацию и настроение окружающих. 2
Слабая способность контролировать свои отношения, переживания, эмоциональные реакции. 4 Дети не оценивают возможных последствий и поэтому нередко совершают необдуманные, импульсивные поступки. 4
Трудности в понимании эмоциональных состояний других людей. 14 Учащиеся затрудняются охарактеризовать собственное эмоциональное состояние в той или иной ситуации. 2
Ограниченная способность выражать чувства и отношения социально приемлемыми способами. 4 Детей характеризует недостаточная выразительность мимики и пантомимики, интонационная обедненность речи сочетается с ограниченным запасом слов, обозначающих эмоциональное состояние. 4 Это затрудняет общение со сверстниками и взрослыми. 4