Осознание мотивов влияет на эффективность учебной деятельности следующим образом:
- Положительное влияние. 3 Учебный процесс детерминируется познавательными, внутренними, личностно значимыми мотивами, когда учащийся становится активным субъектом учебной деятельности. 3 В этом случае учебная мотивация обеспечивает продуктивность учебной деятельности. 3
- Отрицательное влияние. 3 В структуре мотивационной сферы ученика доминируют внешние мотивы с отрицательной модальностью (избегание наказания, неодобрения со стороны педагога, родителей, одноклассников). 3 Отрицательная мотивация стимулирует к учебной деятельности, но не приводит к её продуктивности. 3
- Нейтральное влияние. 3 Мотив учебной деятельности является «понимаемым», но не переходит в «реально действующий». 3 При этом учащийся осознаёт необходимость обучения, но не прикладывает значительных усилий для её осуществления. 3 Такой ученик как бы «плывёт по течению», его интерес к учебному процессу ситуативен и неустойчив. 3
Чем больше мотивов побуждают к учебной деятельности, тем больше усилий субъект способен приложить к ней, тем лучше будет результат этой деятельности, при этом способности и знания выдвигаются на второй план. 5