Семантический дифференциал можно использовать для анализа социальных установок, личностных смыслов и аттитюдов респондентов. 1
Некоторые способы применения метода:
- Изучение социальных стереотипов и ценностных представлений. 4 Это связано с тем, что стереотипы и представления не имеют объективного содержания, а лишь то личностное значение, которое в них вкладывает индивид или социальная группа. 4
- Исследование эмоционального отношения к бренду. 5 Метод позволяет оценить не столько само понятие, сколько восприятие респондентами стоящей за ним реальности. 5
- Изучение представлений о семье. 1 Например, респондентам предлагают набор шкал, с помощью которых нужно оценить семью родителей и свою будущую супружескую семью. 1
- Исследование восприятия массовой информации. 2 На основе метода можно разработать тесты, направленные на выявление установок в сфере труда, восприятия произведений искусства и т. д.. 2
Семантический дифференциал позволяет выразить расстояние между коннотативными значениями понятий в виде определённого числа. 2 Это даёт возможность решать следующие задачи: 2
- выявлять различие в оценке одного понятия разными испытуемыми или группами; 24
- определять разницу в оценке двух или более понятий одним и тем же испытуемым или группой; 24
- изучать изменения в оценке одного и того же понятия одним и тем же испытуемым или группой в разное время. 24
Основное достоинство метода — снижение эффекта «социальной желательности», так как респонденту предлагается выразить именно свои чувства, а не рациональные суждения по определённой проблеме. 4