Восприятие мира у новорождённого ребёнка формируется постепенно, с опорой на осязание, слух, обоняние и вкус. 2
Зрение в первые недели жизни имеет размытые контуры, приглушённые оттенки и минимальную способность к фокусировке. 2 Первые цвета, которые начинают восприниматься — это красный и жёлтый, затем постепенно добавляются синий и зелёный. 2 Полноценное цветовое зрение формируется к 4–5 месяцам. 2
Слух — один из первых органов чувств, который начинает функционировать ещё до рождения. 2 Уже в утробе ребёнок слышит биение маминого сердца, звуки её голоса и окружающего мира. 2 После появления на свет этот мир становится более насыщенным звуками, и малыш начинает постепенно к нему адаптироваться. 2 К 3–4 месяцам ребёнок поворачивает голову в сторону источника звука, начинает узнавать голоса близких и реагировать на них улыбкой или движениями. 2 К 5–6 месяцам ребёнок различает интонации, понимает, когда мама говорит ласково, а когда строго. 2
Осязание — одно из самых развитых чувств у новорождённого. 2 Ещё в утробе малыш ощущает прикосновения, тепло, движения мамы и даже изменение температуры. 2 После рождения именно тактильные ощущения становятся для него главным способом взаимодействия с окружающим миром. 2 Через кожу младенец воспринимает заботу, ласку, ощущает безопасность или, наоборот, тревогу. 2
Обоняние и вкус также играют важную роль в ориентации ребёнка в окружающем мире. 4 Новорождённые демонстрируют отвращение к кислому, могут определить, что жидкость сладкая, и выразить удовольствие. 4 Они проявляют отвращение и удовольствие, когда ощущают запахи неприятные (например, тухлого яйца) или приятные (молока, мёда, шоколада). 4
При общих закономерностях отношение каждого ребёнка к окружающему сугубо индивидуально. 4