Возможно, имелись в виду ситуационные и инструктивные независимые переменные. 12
Ситуационные независимые переменные не входят в структуру экспериментального задания, которое выполняют испытуемые, но при этом оказывают на их деятельность непосредственное воздействие. 2 Такие переменные призваны создать конкретную «ситуацию», обстановку, располагающую к определённым действиям или обстоятельствам. 1
Инструктивные независимые переменные, в свою очередь, связаны с заданием, которое будут выполнять участники исследования. 1 Они оценивают уровень восприятия информации участниками и могут быть представлены в виде препятствий при выполнении задания, поощрений и наказаний. 1
Таким образом, основное отличие между ситуационными и инструктивными независимыми переменными в том, что первые создают обстановку, а вторые связаны с заданием, которое выполняют участники эксперимента.