Особенности педагогического наблюдения как метода исследования:
- Целенаправленность и планомерность. 4 Создают условия для объективного наблюдения и помогают преодолеть элементы случайности. 4
- Объективность. 4 Исследователь фиксирует все факты, а не только те, которые его устраивают. 1
- Взаимодействие с естественным ходом педагогических процессов. 4 Исследователь имеет дело с естественным педагогическим процессом и не вносит в него никаких изменений. 5
Некоторые достоинства педагогического наблюдения:
- возможность непосредственно охватить и зафиксировать конкретную картину проявлений развития; 2
- возможность одновременно охватить поведение нескольких детей по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам; 2
- оперативность получения информации; 2
- наблюдение реального педагогического процесса, происходящего в динамике; 2
- регистрация событий в момент их протекания; 2
- независимость наблюдателя от мнений испытуемых. 2
Некоторые недостатки педагогического наблюдения:
- недоступность некоторых сторон наблюдаемого объекта (мотивы, состояние, мыслительная деятельность); 2
- ограниченность объёма наблюдений для одного исследователя; 2
- пассивный характер исследования и элементы субъективизма у наблюдателя. 2