Основное положение ситуационной теории лидерства заключается в отрицании существования идеального лидерского стиля. 4 По мнению специалистов, придерживающихся этого подхода, выбор стиля лидерства зависит от конкретных обстоятельств. 4
Некоторые этапы ситуационного подхода к лидерству: 2
- Определение задачи, которая стоит перед коллективом или сотрудником. 2
- Анализ отношений, которые сложились между руководителем и подчинёнными. 2
- Выявление мотивации и компетенций сотрудников, насколько они готовы к выполнению задачи, какую степень свободы и ответственности смогут нести. 2
- Выбор стиля руководства, который будет наиболее эффективным сейчас. 2
Один из ключевых факторов влияния на выбор лидерского стиля — уровень развития людей или группы, подчинённых лидеру. 4 Херси и Бланшар выделяют четыре основных уровня развития, каждому из которых соответствует определённый стиль руководства: 4
- Недостаточный уровень знаний и навыков для выполнения задачи, низкий уровень заинтересованности — директивный стиль. 4
- Недостаточный уровень знаний и навыков для выполнения задачи, высокий уровень заинтересованности (энтузиазма) — наставнический стиль. 4
- Достаточный уровень знаний и навыков для решения задачи, отсутствие желания принимать на себя ответственность — поддерживающий стиль. 4
- Достаточный уровень знаний и навыков для решения задачи, готовность к её выполнению — делегирующий стиль. 4
Кроме уровня развития подчинённых, при выборе стиля управления лидер должен учитывать и другие факторы, такие как взаимоотношения с подчинёнными, цель и власть. 4