Ключевые отличия малоформализованных методов изучения детей с ОВЗ от стандартизированных заключаются в следующем:
- Малоформализованные методы (наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности) дают ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают психические процессы и явления, которые мало поддаются объективизации (например, плохо осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т. д.). 1 Однако такие методики трудоёмки и в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической подготовленности самого психодиагноста. 1
- Стандартизированные методы (тесты, опросники, методики проективной техники, психофизиологические методики) позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который даёт возможность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой. 1 Для них характерны определённая регламентация, точное соблюдение инструкций, стандартизация (установление единообразия проведения обработки и представления результатов). 2
Малоформализованные и стандартизированные методы не следует противопоставлять, как правило, они взаимно дополняют друг друга. 1 В полноценном диагностическом обследовании необходимо гармоничное сочетание тех и других методик. 1