Некоторые ключевые аспекты формирования дискурсивной компетенции у учителей:
- Овладение способами эффективной речевой организации урока. 1 Дискурсивные умения помогают организовать урок как речевое событие, в котором осуществляется не только речевое воздействие, но и взаимодействие с учениками. 12
- Становление дискурсивного мышления. 1 Этот процесс носит социолингвистический характер, определяет специфику идентификации говорящего человека как речевой личности и уровень его коммуникативной компетенции. 1
- Получение базовых знаний. 1 Для формирования дискурсивных умений учителей необходимы как предметные знания (знания школьного предмета и методики его преподавания), так и речеведческие знания (знания о способах речевой организации учебной информации). 1
- Ориентация на речеведческий подход в обучении. 1 Такой подход позволяет учитывать все стадии создания и реализации конспекта урока как жанрового высказывания: докоммуникативный, коммуникативный и посткоммуникативный этапы педагогического общения. 1
- Развитие дискурсивных умений. 2 К ним относятся, например, умение корректировать содержание запланированного высказывания, создавать спонтанно неподготовленные высказывания, соблюдать этические и коммуникативные нормы в учебно-речевой ситуации и другие. 2
Формирование дискурсивных умений учителей — сложный, многомерный и нелинейный процесс, который уникален для каждой речевой личности. 5