Антропологическое обоснование педагогики П. Ф. Каптерева заключалось в идее целостности человека, единства развития физических и духовных сил ребёнка под влиянием наследственности, природной и социальной среды, воспитания и самовоспитания. journals.indexcopernicus.com
Некоторые аспекты антропологического подхода Каптерева:
- Учёт индивидуальных особенностей ребёнка. journals.indexcopernicus.com emap.mininuniver.ru Учёный считал, что каждый ребёнок представляет собой неповторимую индивидуальность, которая определяется общей и частной наследственностью, спецификой развития личности. journals.indexcopernicus.com Игнорирование природы ребёнка, пренебрежение его интересами приводит к серьёзным ошибкам в воспитании. journals.indexcopernicus.com
- Важность саморазвития. infourok.ru cyberleninka.ru Каптерев полагал, что развитие человеческого организма — это саморазвитие, идущее очень сложно, трудно, со всевозможными отклонениями и преодолением различных препятствий. infourok.ru
- Значение личности. infourok.ru Учёный придавал большое значение не только телесной природе человека, но и видел в нём, прежде всего, личность. infourok.ru Для педагога личность — это совокупность духовных сил человека. infourok.ru
- Понятие гармоничного развития. infourok.ru Каптерев утверждал, что не верно понимать гармоничное развитие как равное развитие всех сторон организма. infourok.ru По его мнению, в человеке изначально заложена возможность совершенствования, стремления к некоторому гармоничному состоянию, а это является залогом необходимости и успешности воспитания. infourok.ru