Антропологическое обоснование педагогики П. Ф. Каптерева заключалось в идее целостности человека, единства развития физических и духовных сил ребёнка под влиянием наследственности, природной и социальной среды, воспитания и самовоспитания. 1
Некоторые аспекты антропологического подхода Каптерева:
- Учёт индивидуальных особенностей ребёнка. 15 Учёный считал, что каждый ребёнок представляет собой неповторимую индивидуальность, которая определяется общей и частной наследственностью, спецификой развития личности. 1 Игнорирование природы ребёнка, пренебрежение его интересами приводит к серьёзным ошибкам в воспитании. 1
- Важность саморазвития. 24 Каптерев полагал, что развитие человеческого организма — это саморазвитие, идущее очень сложно, трудно, со всевозможными отклонениями и преодолением различных препятствий. 2
- Значение личности. 2 Учёный придавал большое значение не только телесной природе человека, но и видел в нём, прежде всего, личность. 2 Для педагога личность — это совокупность духовных сил человека. 2
- Понятие гармоничного развития. 2 Каптерев утверждал, что не верно понимать гармоничное развитие как равное развитие всех сторон организма. 2 По его мнению, в человеке изначально заложена возможность совершенствования, стремления к некоторому гармоничному состоянию, а это является залогом необходимости и успешности воспитания. 2