Квинтилиан разработал классическую методику обучения ораторскому искусству, которая включала следующие этапы: 1
- Изучение теории риторики. 3 Помимо знания фигур речи и фигур мысли, необходимы положения хорошей ораторской практики. 3 Например, выбор темы, волнующей оратора и посильной его эрудиции. 3
- Изучение классических образцов ораторского искусства. 3 Сначала произведение ораторского искусства подвергалось филологическому анализу, а затем происходило его риторическое осмысление: рассматривались гражданские обстоятельства произнесения речи, аргументы противников и эффект речи в аудитории. 3
- Подражание. 3 Начинающий оратор должен был учиться у хорошего оратора: помогать учителю в сборе и подготовке материалов, смотреть и слушать, как учитель готовит и произносит речь. 3
- Собственная ораторская практика. 3 Начиналась со школьных учебных речей, а затем постепенно ученик должен был сам начинать выступать и после каждого выступления оценивать успех или неудачу своей речи. 3
Квинтилиан считал, что риторика — наука не только техническая, но и моральная: совершенный оратор должен прежде всего обладать высокими моральными качествами. 2
Среди вспомогательных средств ораторского искусства Квинтилиан рассматривал музыку: она учила пользоваться звуками своего голоса соответственно внутреннему содержанию речи, развивать чувство ритма и мелодичность речи. 45