Критика идей Н. Я. Данилевского другими исследователями, в частности либеральными мыслителями, была связана с несколькими направлениями: 35
- Отставание универсализма человеческой истории. 3 Критики считали, что Запад, хотя и прошёл свою лучшую эпоху в XV–XVII веках, по-прежнему задаёт миру универсальный путь развития. 3
- Европоцентричность истории. 3 Критики настаивали на неизменном прогрессе Запада и считали, что разрыв с ним станет уходом в Азию. 3
- Критика с позиций исторического идеализма. 3 Философ В. С. Соловьёв писал против Данилевского с позиций исторического идеализма и представлял его как поборника национализма. 13
- Критика с позиций исторического материализма. 3 Историк П. Н. Милюков считал актуальным лишь догонять Запад, Россия не могла тягаться с ним или, тем более, «обгонять» его ни по какому направлению. 3
Кроме того, некоторые исследователи отмечали противоречия концепции культурно-исторических типов Данилевского и бездоказательность отдельных суждений учёного. 4 Некоторые критики отказывали Данилевскому в оригинальности, считая его теорию заимствованной. 4
Среди критиков Данилевского были такие мыслители, как Н. К. Михайловский, Н. И. Кареев, П. Н. Милюков. 5