Концепция свободного воспитания Л. Н. Толстого заключалась в отрицании подавления личности ребёнка, регламентации всех сторон его жизни и поведения. 1
Некоторые принципы концепции:
- Принцип связи обучения с жизнью. 3 Оторванность образования от жизни, по мнению Толстого, снижает желание ребёнка учиться, познавать новое. 3 Писатель стимулировал учеников использовать полученные знания в решении практических задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность. 3
- Принцип прочности усвоения знаний. 3 Толстой полагал, что главнейшей предпосылкой, обуславливающей прочность усвоения знаний, является формирование понимания учебного материала ребёнком. 3
- Принцип сознательности и активности. 3 Писатель настаивал на активных формах получения новых знаний. 3 Он считал, что только сознательное, творческое, деятельностное обучение может привести к развитию самостоятельности у ребёнка. 3
- Принцип природосообразности. 3 Поскольку естественное стремление любого человека — удовлетворение потребности в познании, то образование не может даваться насильно. 3 Чтобы обучение шло легко и гладко, необходимо подбирать такие методы и приёмы, которые соответствуют возрастным особенностям ребёнка. 3
- Принцип доступности. 3 Под доступностью обучения Толстой понимал соблюдение двух условий: учебный материал должен объясняться ученикам не только доступно, но и в занимательной форме, а ребёнок должен быть готов воспринимать новую информацию. 3
Л. Н. Толстой считал, что границы свободы в школе определяются разумным ограничением учителя, а принцип свободы в обучении и воспитании как необходимый тип общения между учителями и учащимися является важнейшим условием эффективности учебно-воспитательного процесса. 4