Вклад Ю. К. Бабанского в развитие педагогической теории заключается в следующем:
- Разработка теории оптимизации обучения. 14 Бабанский рассматривал обучение как научно обоснованный выбор и реализацию варианта, который способствует успешному развитию и решению задач образования и воспитания детей. 24
- Формулировка теоретических представлений. 1 Учёный написал работы об обучении как целостной системе, о критериях оптимизации и оптимальности, о мерах, которые обеспечивают достижение оптимальных результатов в обучении, воспитании и развитии школьников. 1
- Разработка методики формирования у преподавателей умения и привычки оптимально проектировать и организовывать учебно-воспитательный процесс, оценивать его результаты по критериям оптимальности. 1
- Гуманистическая направленность теории. 1 Бабанский поднимал вопрос об обучении и воспитании школьника в «зоне его ближайшего развития» в соответствии с реальными учебными возможностями. 1
- Разработка системы рекомендаций по определению эффективных форм и методов предупреждения второгодничества и неуспеваемости, основанных на глубоком изучении причин детских неудач в учёбе. 24
- Подготовленный проект учебного плана средней общеобразовательной школы. 1 Важной чертой проекта является расширение условий для учёта реальных интересов и возможностей школьников. 1
- Призыв к свободе педагогического творчества. 25 Бабанский настаивал на безусловной первостепенности творчества в работе педагога, основанного на глубоком профессионализме. 2
Ю. К. Бабанский — автор более трёхсот научных работ, многие из которых переведены на иностранные языки. 2