Вклад Василия Васильевича Давыдова в развитие современной педагогики заключается в следующих аспектах:
- Разработка теории развивающего обучения. 13 Давыдов считал, что необходимо изменить принцип построения учебных предметов, чтобы их усвоение одновременно развивало способность к подлинному мышлению. 1 Для этого нужно использовать наиболее общие понятия, а в ходе обучения выводить из них частные характеристики объектов. 1
- Постулирование нового взгляда на ребёнка. 2 Давыдов рассматривал ученика как личность с собственной мотивацией, целями деятельности и творческой активностью. 2 Он учитывал индивидуальные интересы и способности к обучению, связанные с темпераментальными особенностями и спецификой культурного окружения ребёнка. 2
- Подчёркивание важности совместной деятельности. 2 Давыдов обращался к теории деятельности А. Н. Леонтьева и подчёркивал важность командной деятельности, которая является созидательной и культурной. 2
- Создание логико-психологической теории развития мышления человека. 2 Согласно этой теории, переломным моментом в процессе развития мышления является переход от эмпирико-рассудочного способа решения задач к теоретическому. 2
- Разработка конкретных программ и учебно-методических пособий. 35 На основе теории различных типов мышления человека были созданы и внедрены программы и пособия по математике, русскому языку, химии, географии и другим предметам. 35
Совместно с Д. Б. Элькониным Давыдов создал психолого-педагогическую теорию развивающего образования, которая получила название теории Эльконина — Давыдова. 1 В 1996 году решением коллегии министерства образования РФ эта система была утверждена в качестве официальной системы начального образования. 5