Вклад П. Ф. Лесгафта в развитие отечественной педагогики заключается в следующем:
- Создание гуманистической концепции образования. 2 Центральной в научно-педагогической теории Лесгафта является идея совершенствования личности, основанная на комплексном подходе к изучению индивидуальных особенностей развития человека. 2
- Разработка гуманной педагогической системы. 2 В ней нравственное, физическое и умственное воспитание находились в органичном единстве. 2 Система включала идеи об активности и ответственности всех участников педагогического процесса, об учёте индивидуального опыта ученика при построении педагогического взаимодействия и другие. 2
- Разработка теории дошкольного воспитания. 34 Главные основы теории: последовательность слова и дела, движение и гуманность в образовании. 34
- Обоснование важности рационального сочетания умственного и физического воспитания. 34 Лесгафт считал, что школа не может существовать без физического образования, при этом физические упражнения должны быть ежедневными и соотноситься с умственными занятиями. 34
- Разработка закономерностей воспитания детей в семье. 3 Лесгафт исследовал влияние наследственности, среды и воспитания на формирование личности школьника. 4 В книге «Семейное воспитание ребёнка и его значение» учёный изложил научные основы родительской педагогики. 2
- Разработка классификации игр. 3 В основу классификации положены организация коллектива играющих и формирование характера взаимоотношений между ними с учётом возрастных особенностей. 3
- Борьба за равноправное и равноценное физическое образование. 3 Лесгафт последовательно боролся за физическое образование как мальчиков, так и девочек. 3
Важнейшие научные положения, изложенные в трудах П. Ф. Лесгафта по анатомии, антропологии, биологии, истории и методике физического образования, по настоящее время не утратили своего значения. 3