Специфика критичности мышления у детей с умственной отсталостью заключается в неумении планировать предстоящие действия, контролировать правильность их выполнения, обнаруживать допущенные ошибки. 15
Некоторые особенности критичности мышления таких детей:
- Снижение интеллектуальной активности. 15 Это связано с низкой осознанностью проблемной ситуации. 1
- Недостаточность аналитико-синтетической функции. 1 Она обусловлена низким уровнем планирования и текущего контроля исполнительских действий. 1
- Тугоподвижность мыслительных процессов. 1 Приводит к «соскальзыванию» с цели, трудностям переключения с одного способа действия на другой. 1
- Склонность к внушенным действиям. 2 Это не позволяет развивать творческие способности путём изменения процесса целеполагания. 2
Такая специфика критичности мышления снижает продуктивность мыслительных процессов и самостоятельность познавательной деятельности, а также отражается на особенностях восприятия себя и самооценки детей с умственной отсталостью. 2