Принцип природосообразности в личностно-ориентированном подходе ориентирует педагога на конструирование теории, технологии или практики обучения, основываясь на индивидуальных способностях и особенностях обучаемых. 1
Эти особенности обусловлены разными факторами — от врождённых задатков до влияния на человека окружающего социума. 1 Принцип определяет критерии эффективности обучения — естественное развитие ученика, сохраняющего в школе свою самобытность и связь с окружающим миром, умеющего выстраивать продуктивную деятельность. 1
Некоторые основные идеи принципа природосообразности:
- Зачатки образования, добродетели, свойств милосердия и сострадания, взаимопонимания закладываются в каждом человеке природой. 5 В ходе воспитания нужно обратить внимание на способы их раскрытия и развития. 5
- У каждого ребёнка имеется определённый фундамент, на который опирается его развитие. 5 Невозможно создать личность, наделённую качествами, которые не заложены в ней от природы. 5
- Воспитание должно сводиться только к раскрытию природного потенциала личности. 5
- Верная воспитательная тактика сводится к раскрытию навыков понимания сути вещей, осознанного восприятия окружающей реальности. 5
- В основе обучения и воспитания должно быть заложено раскрытие собственного взгляда на окружающий мир. 5
- Система образования должна ориентировать детей на собственное исследование, собственные открытия и поиск своего пути развития. 5