Принцип педагогического оптимизма в системе специального образования предполагает, что любого ребёнка, независимо от характера его отклонений, можно обучить. 5
Этот принцип основывается на гуманистическом мировоззрении, которое признаёт право каждого человека быть включённым в образовательный процесс, независимо от особенностей и ограниченных возможностей. 12
Некоторые аспекты принципа педагогического оптимизма:
- Опора на потенциальные возможности ребёнка. 12 Педагог строит коррекционно-педагогическую работу, учитывая не только актуальный уровень развития, но и потенциальные возможности ребёнка, с установкой на положительный результат обучения. 12
- Отрицание теории «потолка». 2 Согласно этой теории, развитие человека с ограниченными возможностями здоровья застывает на достигнутом уровне, выше которого он не в состоянии подняться. 2 Принцип педагогического оптимизма утверждает, что необучаемых детей нет. 2
- Положительное отношение к ребёнку и нацеливание на успех. 5 Важно правильно подобрать методы, приёмы и способы обучения, а также проявлять терпение и настойчивость. 5