Отличие теории учебной деятельности от других подходов к обучению заключается в том, что образовательный процесс в ней понимается не как трансляция научных знаний, а как развитие познавательных способностей и основных психических новообразований. 1
Основная идея заключается в том, что цель и продукт учебной деятельности — не преобразование внешних объектов, а изменения в самом субъекте деятельности, обучаемом (ученик переделывает, преобразует, изменяет себя). 5
Основным структурным элементом теории учебной деятельности служит учебная задача, в результате решения которой дети овладевают обобщёнными способами действия. 2
В отличие от деятельностного подхода, в теории учебной деятельности учебный мотив вырабатывается на основе других мотивов: социальных (желание ребёнка занять новое место в системе социальных отношений людей) и познавательных (стремление больше узнать об окружающей действительности). 2 Лишь при условии целенаправленной организации учебной деятельности они трансформируются в учебный мотив, который состоит в направленности ребёнка на усвоение теоретических знаний. 2