Основной принцип двухфакторной теории Герцберга заключается в том, что факторы, способствующие удовлетворённости и мотивации сотрудников, отличны от тех, которые приводят к их недовольству. 1
Герцберг выделил две группы факторов, которые влияют на мотивацию и производительность сотрудников: 3
- Гигиенические (внешние). 3 Это минимальный набор удобств и опций, которыми компания должна обеспечить сотрудника. 3 Такие факторы не сказываются на мотивации, но их отсутствие или плохое качество может сделать работу непривлекательной. 3 Примеры: оплата труда, условия на рабочем месте, отношения в коллективе, статусность, безопасность. 3
- Мотивационные (внутренние). 3 Отсутствие этих факторов не вызывает неудовлетворения и не повышает работоспособность. 3 Мотивационные факторы помогают сотрудникам работать продуктивнее. 3 К ним относятся, например, премии за хороший результат, возможности карьерного роста, предоставление самостоятельности в рамках должности, возможности обучения и другие. 3
Согласно теории Герцберга, удовлетворённости способствуют только реализация обеих групп факторов, если же факторы одной из группы не реализованы, это даёт нулевой эффект. 4