Новаторство К. Д. Ушинского в использовании родного языка в образовании заключается в следующих аспектах:
- Централизация родного языка в образовательной системе. 1 Ушинский считал родной язык центральным учебным предметом и основой всех общеобразовательных предметов в начальной школе. 1
- Рассмотрение языка как инструмента познания и развития мышления. 2 Ушинский утверждал, что обучение должно начинаться с родного языка, поскольку он является наиболее естественным и доступным средством познания для ребёнка. 2
- Акцент на воспитательном значении родного языка. 2 Педагог акцентировал внимание на том, что родной язык является мощным инструментом воспитания патриотизма, любви к Родине и уважения к её истории и культуре. 2
- Разработка методических принципов преподавания родного языка. 2 Ушинский разработал ряд принципов, основанных на наглядности, доступности и последовательности. 2 Он рекомендовал начинать обучение с устной речи, постепенно переходя к чтению и письму. 2
- Использование фольклорных материалов. 1 Для обучения детей родному языку Ушинский применял пословицы, поговорки, скороговорки, загадки и песни. 1
Таким образом, новаторство Ушинского заключается в том, что он подчеркнул важность родного языка как основы образования и воспитания, а также разработал эффективные методы обучения, связанные с жизненным опытом ребёнка и его интересами. 12